21 ноября 2018 в 13:01 - Антиквариат как стиль жизни

Антиквариат как стиль жизни

Антиквариат как предмет коллекционирования.
    С давних времен у мужчин всегда были побудительные мотивы, дающие толчок собирательскому инстинкту, которые толкали на получение в неограниченное пользование самых невероятных по разнообразию предметов: начиная от клыков и шкур убитых на охоте животных, разнообразных ракушек и тотемных побрякушек, и заканчивая скальпами и черепами поверженных врагов, количество которых определяло, в конечном счете, статус их обладателя. Если говорить о нашем времени, то необходимость войны и охоты, как способов добычи трофеев и пищи перестала быть актуальной. А что же осталось? Осталось коллекционирование - как некий аналог охоты, позволяющий мужчинам довольно мирным образом реализовывать свои «первобытные» инстинкты: здесь тоже нужны план, разведка, материальные и технические ресурсы, хитрый маневр , быстрое и победоносное сражение, а иногда может понадобиться и осада! Стоит отметить, что женщины коллекционируют предметы искусства, предположим, что это наследницы прекрасных древних воительниц-охотниц, и в своей сфере интересов они ничуть не уступают мужчинам, но как показывает практика, подавляющее большинство коллекционеров все же мужчины. А уж кто на что «охотится», зависит от нескольких факторов: в первую очередь - от личных предпочтений, во-вторую, не менее важную, от материальной базы, и, естественно от состояния антикварного рынка в данный конкретный момент времени. Истории рождения коллекций - это одни из самых увлекательных и притягательных повествований в мире, здесь присутствует и детектив, в основе которого расследование истории бытования или создания предмета; и экшн, когда, например, два «заклятых» друга – коллекционера торгуются на аукционе; и мелодрама, в которой предмет не пожелал выбрать тебя, и ушел к другому, возможно, навсегда, а тебе только и осталось, что любоваться на фотографию в каталоге и вспоминать те несколько приятных минут, которые ты смог провести «почти» наедине с предметом вожделения на предъаукционном просмотре, в галерее или на блошином рынке. Но более всего коллекционирование похоже на бесконечные мыльные оперы, у каждого она своя, коллекционер здесь - главный герой, а предметы из коллекции выступают декорациями к бесчисленным увлекательным историям, многие из которых могли бы стать источником для неплохого сценария к фильму. Как правило, коллекционерами не становятся, коллекционерам и рождаются. Почти каждый адепт, состоящий в рядах «Всемирной организации коллекционеров» (документально не существующей, но реально – вполне(!)), уже с раннего детства что-то собирал, будь то открытки, фантики, этикетки, постеры, или более экзотические и менее понятные широкой публике предметы, такие как тараканы или канализационные люки. Уже в этом возрасте ребенок осознает - для того, чтобы пополнять коллекцию, одного желания мало, нужны еще и возможности. И не обязательно материальные, надо обладать как минимум, талантом убеждении, чтобы уговорить кого-то на что-то поменяться, который достигает гениальных масштабов, ведь чего только не придумаешь, чтобы заполучить именно тот, нужный редкий и самый лучший фантик на свете. За него начинающий юный коллекционер готов отдать десять других фантиков (менее ценных) и еще фонарик в придачу, свой или старшего брата зависит от обстоятельств и степени невменяемости в момент сделки. Главное - заполучить вожделенную вещь, о расплате подумаем потом! Со временем юные коллекционеры подрастают, большинство из них, войдя во взрослую жизнь расстаются со своими детскими увлечениями, другие же продолжает свое детское увлечение всю жизнь. Посчастливилось лично познакомиться с человеком, начинавшего собирать карманные календари в старшей группе детского сада, побудительным мотивом послужили несколько экземпляров, подаренных симпатичной особой женского пола, и это увлечение продолжается уже 40 с лишним лет. Девочка осталась лишь легким облаком детских воспоминаний, а вот календари вполне реальны и до сих пор находка каждого нового приносит вполне осязаемое удовольствие. Совсем малая часть юных коллекционеров, взрослея, переходит на другой уровень, как качественный, так и количественный. Карманные календарики - это лишь начало - приятное воспоминание из детства, и отличная школа. Вооружившись знанием о добыче желаемого предмета и пройдя неплохую жизненную школу актерского мастерства- больших трудов стоит внешнее проявление равнодушия к вожделенному предмету, необходимое для удачного завершения сделки, удается получить максимальный эффект при минимальных затратах. Вопрос - определиться с этим самым предметом, здесь выбор колоссальный, все зависит от личных предпочтений, фантазии и материальных возможностей. Следует упомянуть еще о тех коллекционерах, кто пришел к этому увлечению в зрелом возрасте. Как правило, потребность что-либо собирать у состоявшейся личности, рождается по нескольким причинам: для одних - это дань моде, для других - приятный способ разнообразить досуг, третьи желают украсить свой дом предметами, которые маловероятно купить на современном рынке, четвертые собирают антикварные вещи что называется «за компанию», а у пятых тяга к собирательству возникает по необъяснимым логически причинам, по «зову души». В общем, причин много, некоторые их них ясны и понятны, некоторые необъяснимы, далее посмотрим, для кого это увлечение станет, возможно, образом жизни, а для кого – одним из ее этапов. Если старинные предметы и истории о них увлекают, притягивают как магнитом, рождают желание идти дальше в поисках новых предметов, историй и открытий – все – «Вы в матрице!». Увлечение становится не только образом жизни, но и ее основным смыслом, и уже невозможно себе помыслить жизни без окружения антикварными вещами, неважно, что именно это будет: старинные пуговицы, прекрасные бусы «миллефиори», живопись, комоды или трубы от самоваров. Главное – получать удовольствие и пищу для ума от такого времяпровождения. Немаловажным аспектом любого вида коллекционирования является материальная сторона вопроса. Новичкам рекомендуется, несмотря на восторг и эйфорию от новоявленных открытий и охов и ахов окружающих , все же в достаточной степени изучить рынок. Во-первых, цена на старинные вещи не определяется какими-то фиксированными прайсами, за исключением может быть, нумизматики, медалей и небольшого числа других видов предметов собирательства.
    В начале пути желательно научиться определять хотя бы примерный ценовой диапазон. Ну например, в жизни всегда есть место чуду, и можно купить за три доллара на распродаже китайскую пиалу, которая окажется шедевром и ее стоимость после экспертизы увеличится до миллиона долларов. Но ординарная чашка завода Кузнецова, возможно через тысячу лет и будет стоить миллион долларов, а сейчас платить за нее 50-100-200 долларов вполне разумно, а вот если речь идет о нескольких тысячах, то предмет явно переоценен. Если вещь не является раритетом, нет смысла переплачивать, вскоре встретите другую и по весьма разумной цене.
    Чтобы прийти к собирательству антикварных вещей, и, что не менее важно, и в нем остаться, нужно хотя бы минимальное понимание происходящих процессов. Когда покупается что-то заведомо переоцененное или , что, гораздо хуже, поддельное(спрос всегда рождает предложение), может наступить разочарование, которое все переживают по разному – кто-то меняет сферу интересов, а кто-то и вовсе уходит. Чтобы антиквариат стал образом и смыслом жизни в аспекте коллекционирования, достаточны и необходимы интерес к предмету увлечения, желание познавать предмет увлечения, знание рынка, наличие свободных средств и/или времени. Если говорить о рынке антиквариата, то на нем присутствуют как минимум три стороны: продавец, покупатель(в нашей первой истории – коллекционер) и эксперт. Иногда две первых роли могут объединяться в лице одного человека, что в настоящее время более характерно для европейского рынка. Не так уж редки случаи, когда коллекционер сам является экспертом: рачительные европейцы умеют считать деньги, и своим увлечением занимаются вполне профессионально, чтобы в будущем не тратиться на весьма дорогостоящую консультацию эксперта и самому уметь принимать быстрые решения, во время аукциона времени на раздумье мало. Да и учиться есть на чем – собственная коллекция всегда при тебе, и посещение музейных фондов не представляет проблемы. Все, что будет сказано дальше, в большей степени относится к молодому российскому антикварному рынку и современным коллекционерам. Арт-дилеры попадают в данную профессию по двум основным причинам: случайно и не случайно. Случайно попадают в этот бизнес, а это в первую очередь бизнес, те, кто не имеет отношения к коллекционированию, а зачастую, и к искусству вообще. Для них это просто работа. А когда человек исходит из позиции, что это просто работа, не лучше и не хуже, чем многие другие, то добиться успеха навряд ли получится, чтобы добиться здесь успеха нужно знать и, не побоюсь этого слова, любить вещи. Предметы искусства в данном случае - это не только возможность прикоснуться к Настоящей истории, стать на какое-то время ее частью, но и способ весьма неплохо заработать. Если не любить свою работу, то и она не отвечает взаимностью. В нашей стране очень многие пришли в сферу продажи антиквариата в конце 1980 -начале 1990 гг., и для них не было принципиальной разницы между тем, что продавать – колбасу, джинсы или антиквариат; последний, правда, предпочтительнее, в ценнике намного больше нулей.
    Главным было – продать подороже, неважно, оригинал или подделку. Такой вид антикварного бизнеса просуществовал довольно долго и самым негативным образом отразился на рынке, отпугнув многих потенциальных собирателей. В настоящее время, благодаря новым методам экспертизы, наличию большего объема различной информации и еще ряду факторов, ситуация стала выправляться. Совсем другое дело, когда человек, продающий предметы искусства, питает к ним нежную любовь. Да, да - именно любовь: он находит шедевры среди огромной толпы старинных довольно ординарных вещей. Для кого-то старый обшарпанный комод на барахолке - это старый и обшарпанный комод, но не для продавца - знатока. Приученный к хорошим вещам глаз видит и прекрасные пропорции и характерные проявления, позволяющие отнести данный предмет к тому или иному стилю. Вслед за процессом покупки следует визит к реставратору и, вот вам и шедевр, его только надо было рассмотреть! Подобный поиск свойственен, впрочем, и коллекционерам, правда у них он более узконаправленный. Разница, в итоге, одна: продавец антиквариата жаждет найти шедевр, а вот коллекционер - им обладать.
    Антикварные предметы интерьера.
    Жилые и парадные интерьеры в любой период времени отражали, прежде всего, современный им стиль. Другой важной задачей можно назвать отражение индивидуальности и личных вкусовых пристрастий заказчика. Чтобы совместить и то и другое в рамках одного проекта с получением наилучшего результата, требуется профессиональный подход. Если Вы решаете применять антикварные предметы в качестве элементов декора, то получаете, во-первых – стильные вещи, проверенные временем; современному искусству только предстоит получить такую оценку, и лет этак через сто станет понятно, что – произведение искусства, а что - предмет из серии «хороший понт – дороже денег». Во-вторых, получаете кусочек истории – безусловно интересно бытование любого предмета, будь то картина (прежде принадлежавшая французскому барону и обитавшая 300 лет в его родовом замке), диван ампирного стиля (О, на нем сидел сам Наполеон!) или небольшая фарфоровая вазочка, купленная владельцем на блошином рынке в Европе (к ней, помимо ее антикварности, будет прилагаться не только история ее покупки, но и всего путешествия).
    Уровень художественной ценности предмета в данном случае играет не первую скрипку. Главное, чтобы все гармонично вписывалось в предлагаемую концепцию оформления жилого пространства и приносило радость своим присутствием в нем. Предметы в данном случае покупаются здесь не по принципу их художественной ценности, а по простому правилу – «нравится или не нравится». Бонус, который прилагается к антикварным предметам интерьера – это все те же истории.
    Изучение предметов антиквариата.
    Здесь речь пойдет о людях, которые изучают предметы антиквариата исходя из профессионального и частного интереса. Предметы истории  входят в профессиональную сферу интересов музейного сообщества с одной стороны и представителей арт-рынка с другой. Попытки систематизирования и изучения различных собраний начали предприниматься, следуя логике, с момента появления самих собраний,  этим мог заниматься либо сам владелец собрания, либо специально нанятый человек. С давних времен коллекционирование предметов искусства могли себе позволить только очень состоятельные люди, и, попадая в коллекцию, предмет был доступен только очень узкому кругу людей, а иногда и вовсе ограничивался одним человеком. В 19 веке в Европе и России на базе крупных частных собраний с просветительской целью было основано значительное количество музеев, экспонаты которых стали доступны широкой публике. Естественно, что в музейной профессии антиквариат становится смыслом жизни в одном случае - если это любимая профессия. Музеи являются не только инструментом хранения, систематизирования и изучения культурных ценностей, но и выступают участниками арт-рынка – как в качестве экспертов, так и в качестве покупателей и продавцов предметов искусства.
    Последнее характерно для западного рынка, многие музеи предпочитают выставлять на продажу менее ценные с их точки зрения части коллекции, а на полученные средства приобретать вещи, представляющие больший интерес. В частности, на пике роста цен на русское искусство, американские музеи охотно выставляют на торги русскую живопись и предметы декоративно-прикладного искусства, если только эта область не является их приоритетом. Представители арт-рынка современного искусства в цепочке художник – рынок – покупатель являются вторым и/или третьи звеньями. В случае с антиквариатом первое звено по объективной причине отсутствует. Чтобы добиться успеха в этой профессии, нужно обладать знанием предметов, уметь очень быстро их атрибутировать – зачастую при покупке нет времени не то, что на консультацию, но и на раздумья его минимум, хорошим знанием рынка. Арт-дилера покупают и продают предметы антиквариата, некоторые сами являются коллекционерами, почти все используют антикварные предметы для украшения интерьеров и как инструмент инвестирования, поскольку, по меньшей мере, неразумно не использовать свои знания для того, чтобы сохранить и приумножить собственные сбережения. А коли так, плавно перейдем к следующей теме.
    Антиквариат как инструмент инвестирования.
    Чтобы инвестировать в предметы антиквариата, требуется все то же самое, что и для любого другого вида инвестирования. Единственное выгодное отличие этого вида инвестирования - его эстетическая составляющая.

объявлений
35
рубрик
98
регионов
магазинов
')